воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Про город, брусчатку и асфальт.



Ниже я публикую текст на острую для Черняховска тему, написанный моей коллегой Викторией П. (с её согласия и разрешения).

Про город, брусчатку и асфальт.
..или посмотрим на проблему с другой стороны.
Нет ничего страшнее деятельного невежества.
И. Гёте
Мне настолько не безразличен этот город, что я переехала сюда жить. Не буду подробно останавливаться на его многовековой истории, уникальности и ценности. Историю я знаю, уникальность понимаю, ценности у каждого свои, а для любопытствующих об этом уже много написано. Хочется рассуждать о другом, я постараюсь кратко и просто.
В настоящее время город сильно рискует расстаться и с историей, и с уникальностью и с ценностью. Под самым невинным и благовидным предлогом – ремонт инженерных сетей под центральной улицей, и как следствие ремонт проезжей части центральной улицы. Все аплодируют стоя – наконец-то! Столько лет! Мы так ждали! Одним словом все счастливы, несмотря на то, что суть ремонта сводится к замене гранитной брусчатки на асфальт. Я сразу оговорюсь, счастливы, конечно же, далеко не все, но эти люди меня правильно поймут, если прочтут.
Можно и нужно долго размышлять над целесообразностью такого шага. Искать и сомневаться: безусловно, есть спорные вопросы, как впрочем, в любом предприятии. Думая с чего начать, я хотела опустить вопрос исторической ценности совсем. Есть вещи, которые, если человек не научен понимать с детства, уже не будут поняты никогда. Нет, люди, которые утверждают, что всё это ерунда, и мы живем в 21-ом веке, и подайте нам плитку и брусчатка ценности не представляет, они не глупые люди. Они просто не понимают. Да и щадить историю в стране, где на всех уровнях патриотизм, национальная идея, память о предках возводится, чуть ли не в фетиш, в нашем городе пустая затея. Легко можно снять брусчатку с площади, которая помнит  войска царской армии П.К.Ренненкампфа, самого Ренненкампфа, членов императорского Дома Романовых, войска русской армии, которые освобождали эти земли от войск Наполеона Бонапарта, самого Наполеона, войска русской армии, проходивших по ним в период Семилетней войны. Впрочем, чтобы ценить историю, надо ее знать.
Вернусь к размышлениям о целесообразности замены асфальта на брусчатку. Проще всего это делать последовательно.
Градостроительное наследие. Историческая ценность.
Очень спорный вопрос.
Уникальность свою улица уже во многом утратила. Тротуары, аналогов которым сложно было найти, ликвидированы уверенной хозяйской рукой. Разные типы покрытий, как из ценного природного камня, так и из бетонной плитки были сняты, на их место уложили отличную типовую плитку безупречного красного цвета. Уложили ее без проекта, как следствие, без логики и смысла. Качество работ уже шепчет за себя, а через несколько лет, думается, запоет в голос. На велодорожку установили очень красивые пластиковые фонари. Велодорожка это пережиток какой-то буржуазный, у нас велосипедами не пользуются. Отношение к ремонту фасадов тоже весьма странное, нерациональное и бездумное. Но это отдельная тема, которая касается не только этой улицы, тут упоминаю для полноты картины. Стоит ли сохранять в этих условиях брусчатку? На мой взгляд  - бесспорно. Мое образование и опыт работы (накопленный по большей части за пределами маленького провинциального города, с местными представлениями об архитектурной деятельности, в том числе опыт работы с историческим наследием) мне это вполне позволяет. Черняховску удалось сохранить не одну единственную брусчатую мостовую на ул. Ленина, брусчатка покрывает почти всю центральную часть. Об этом городе стоит рассуждать, как о сохранившемся градостроительном комплексе, и дорожная сеть неотъемлемая часть его, наряду с домами, озеленением, ландшафтом. В данном случае нельзя безболезненно вырывать из контекста центральную улицу, это градостроительная ошибка.
Шум.
На шум от проезжающих машин по брусчатке жалуются жители улицы Ленина.
Во-первых, далеко не все жалуются, я лично знаю тех, кто не жалуется. Во-вторых, жители асфальтированных улиц жалуются на шум от проезжающих машин по асфальту, но они приняли это как безальтернативную данность. Вы живете на центральной улице, есть свои обременения. И учитывая, что скорость движения с появлением асфальта возрастет, а она обязательно возрастет, шума меньше точно не станет. В-третьих, жители этой же улицы и площади очень давно и гораздо больше жалуются на шум от уличных кафе, на очень громкую музыку, сомнительный репертуар, нетрезвые компании, в том числе в ночное время. Почему власти не реагируют непонятно, т.е. на самом деле понятно всем и без лишних слов.
Участок федеральной трассы. 
При скоординированном взаимодействии органа местного самоуправления и СЕВЗАПУПРАВТОДОРа возможен ремонт брусчатого покрытия, как это было сделано в г. Советске и других городах Калининградской области. Кто-то эту проблему рассматривал в таком ключе? В свое время АГЕНТСТВО ПО АРХИТЕКТУРЕ, ГРАДОСТРОЕНИЮ И ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ при Правительстве Калининградской области именно так рекомендовало решать этот вопрос. У меня есть неоспоримые тому доказательства.
А при осуществлении в скором времени проекта по строительству окружной дороги, ул. Ленина перестанет быть федеральной трассой и затраты по ее ремонту и эксплуатации будут осуществляться за счет муниципального бюджета. С учетом того, что асфальт в нашем климате долго не лежит, ремонт этот будет упорным и регулярным, как собственно и затраты на него.
Безопасность. Пешеходные переходы
Тут у меня больше вопросов, чем каких-то личных переживаний:
Брусчатое покрытие является естественным ограничителем скорости, после того, как его заменят на асфальт, будут ли предусмотрены дополнительные меры безопасности для пешеходов (установка светофоров или устройство подземных переходов?) Или непуганое население будет шарахаться от далеко не всегда соблюдающих правила автомобилистов по полчаса, прежде, чем перейти дорогу. У моего ребенка полкласса живет по ту сторону улицы.
Устройство пешеходных переходов из плитки, как это сделано у «Кристалла», например, снимает вопрос сомнительного  стремления (и с медицинской точки зрения, и с точки зрения экспертов моды) ходить на шпильках по улицам города, это, кстати, мой любимый аргумент в пользу асфальта из множества услышанных и прочитанных, он фееричнее прочих.

Экономичность укладки.
Утверждается, что брусчатое покрытие дороже асфальтового. Никто и не спорит (или никто не проверял), но это может быть верным, если речь идет о новой дороге, в данном случае брусчатка из природного камня есть в наличии, укладка осуществляется без привлечения дорогостоящей техники. Про то, что брусчатку не умеют у нас укладывать, я слышала много раз, но есть в области примеры уложенных брусчатых мостовых. И почему мы можем везти откуда угодно фонари, плитку, скамейки, а бригаду укладчиков не можем…
Есть ли примеры удачно уложенного асфальта, который годами лежит и ничто его не берет?
Экономичность эксплуатации. Ремонтопригодность.
Брусчатка долговечна и износостойка. Возможно, без лишних усилий заменить любой из элементов дороги, отремонтировать находящиеся под землей сети, а затем быстро восстановить брусчатку в месте её демонтажа без использования дорогостоящей и тяжеловесной техники.
Ремонт тротуаров.
После демонтажа брусчатки и укладки асфальта по всем правилам потребуется ли ремонт новых тротуаров…кто знает, кто знает, вполне вероятно.
Безучетное хранение.
Предшествующий опыт ремонта автомобильных и пешеходных дорог в городе с заменой брусчатого покрытия на асфальт, демонстрирует безучетное хранение и, как следствие, хищение снятого материала, который имеет высокую материальную ценность. Тут мы вспоминаем тротуары на этой улице, учет снятого материала даже не сочли нужным внести в смету.
Можно задуматься о том, что если дорога находится в ведении СЕВЗАПУПРАВТОДОРа, то снятое дорогостоящее  брусчатое покрытие может и не остаться в собственности города.
Жалобы автомобилистов.
Про износ подвески на брусчатке и износ подвески на ямах в асфальте и срок службы шин и т.д. спорят пока сами автомобилисты.
Археология.
Перед подобного рода работами, закон (ФЗ №73) обязывает провести археологические изыскания на площади и на улице Ленина. Задумывался ли кто-нибудь об этом, я не знаю, но что-то мне подсказывает, что этот нюанс опустят за ненадобностью, хлопотностью, ну и стоимость укладки асфальта в этом случае точно превысит и стоимость и сроки ремонта брусчатки.
Это все обсуждаемые темы. Можно предполагать, осмысливать, иметь мнение, но есть ряд аргументов, которые не нуждаются в доказательствах. Их значение, на мой взгляд, не уступает тем доводам, которые приводятся в пользу асфальта:
Экологическая безопасность.
Брусчатка из природного камня не выделяет при нагревании канцерогенные вещества, т.е. в отличие от асфальта является экологически чистым и безопасным материалом.
Агрессивная среда. Ливневые воды.
Брусчатка из природного камня не подвергается воздействию агрессивной окружающей среды, т.е. в отличие от асфальта не реагирует на перепады температур.
Наличие зазоров между камнями брусчатки позволяет влаге свободно проникать и испаряться сквозь покрытие и исключает скапливание влаги на поверхности дороги и под покрытием.
Химическая стойкость и механическая прочность.
Брусчатка из природного камня устойчива к нагрузкам и вибрациям от транспорта, т.е. в отличие от асфальта более долговечна.
Так же хотелось бы пару слов об опыте соседей в этом вопросе. Это сейчас не популярно – ссылаться на Европу, однако туда очень любят ездить туристы, и даже из нашего города. Они любуются там ухоженной стариной. Ею скоро можно будет любоваться у некоторых соседей по области, они бережливее и ответственнее. Но отвлекаться на туризм, наверное, не стоит. К нам же не то чтобы никто не приезжал, но мы однозначно никого не ждем.

И напоследок:
Из Послания Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова Калининградской областной Думе «Об основных направлениях деятельности Губернатора и Правительства Калининградской области в 2011 – 2015 годах»:
«При проектировании и строительстве необходимо учитывать сохранение исторического архитектурного стиля Калининградской области и облика наших городов»
Из ответа руководителя АГЕНТСТВА ПО АРХИТЕКТУРЕ, ГРАДОСТРОЕНИЮ И ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ при Правительстве Калининградской области А.В. Башина:
«Покрытие улицы Улица Ленина и площади Ленина в г. Черняховске, как и все другие городские улицы, имеющие брусчатое и каменное покрытие необходимо сохранить»
Из ответа министра культуры Калининградской области С.А. Кондратьевой Общественному совету по сохранению историко-культурного наследия г. Черняховска:
«Министерство культуры Калининградской области поддерживает инициативу возглавляемого Вами совета по сохранению архитектурно-исторического облика улицы Ленина в городе Черняховске».
Даже без учета моих наивных размышлений, судя по приведенным цитатам, сохранение и ремонт брусчатого покрытия на ул. Ленина не такой уж и бред.



Комментариев нет:

Отправить комментарий